Юность


Раздел "Профориентация"


Такие разные способности

profession

Выбор профессии – уравнение как минимум с тремя неизвестными. Решить его надо таким образом, чтобы выбранная профессия отвечала вашим интересам, склонностям и способностям. Наиболее трудно определить свои способности. Они бывают общие и специальные. Общие (целеустремлённость, собранность, внимательность и т.д.) нужны представителям всех специальностей. Определить их достаточно легко. Наверняка уже сейчас вы знаете, обладаете ли вы внимательностью, целеустремлённостью или, например, трудолюбием. Но что такое специальные способности, как их выявить?

Технические способности.

Непременный атрибут этих способностей – интерес к технике, стремление работать на машинах, с инструментами и различным оборудованием. Есть люди, которые полчаса проведут с незнакомым механизмом и уже знают, как он устроен, что и как подключается, что с чем взаимодействует. А другие не то что разберутся, у них даже желания не возникает взять в руки этот механизм. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Тянет ли вас к технике? Интересно ли вам с ней работать? Ремонтируете ли вы какие-либо бытовые приборы; доставляет ли это вам удовольствие?

Если ответы положительные, то вы, на правильном пути, если отрицательные – это серьёзный повод задуматься. Может быть, вам лучше попробовать свои силы в какой-то другой области? Пока назовём остальные составляющие технических способностей.

Способность разбираться в чертежах, схемах, графиках. Без этого невозможно представить работу технических специалистов. Умение читать чертежи, графики, живо представлять стоящие за ними реальные объекты важно для технических профессий. А вы можете по схеме разобраться в устройстве простейшего радиоприёмника, стиральной машины или хотя бы в электрической цепи, изображенной в школьном учебнике?

Способности к физике, математике, химии. Техника неразрывно связана с этими науками. Однако, хорошая успеваемость в школе ещё ни о чём не говорит. Дело в том, что в школе вы пользуетесь готовым, описанным в учебнике алгоритмом решения задач. От вас требуется лишь хорошее усвоение математического материала, память , усидчивость, а также умение подставлять цифры в формулы. Лакмусовой бумажкой здесь может послужить умение решать нестандартные задачи, предложенные в специальных сборниках. Чтобы справиться с ними, надо всесторонне размышлять над задачей, искать своё решение. А вы решали такие задачи? Если получиться, а главное понравиться, то, наверное, с математическими способностями у вас всё хорошо.

Развитое пространственное воображение. Это важная составляющая технических способностей. Некоторым профессиям без него не обойтись. Например, водитель должен чётко представлять пространство вокруг своей машины; конструктор, прежде чем воплотить новую разработку в чертёж, «прокачивает» её в уме с множеством деталей. А у вас пространственное воображение хорошо развито? Можете ли вы, единожды побыв в незнакомом районе города, найти это место вновь? Чем больше положительных ответов, тем лучше у вас развито пространственное воображение.

Организаторские способности.

Какой начальник лучше? Тот, который реже появляется на работе! Да, именно так, не удивляйтесь. У хорошего руководителя дело настолько отлажено, что его вмешательство просто не требуется. Добиться такой организации труда, чтобы иметь возможность сосредоточиться на решении стратегических вопросов, - признак высокого управленческого искусства.

Какие же задатки нужны будущему руководителю?

Коммуникабельность (умение общаться с людьми). Руководитель должен находить общий язык с самыми разными людьми: общительными и замкнутыми, радостными и хмурыми, самоуверенными и робкими.

Руководитель– в большинстве случаев лидер. Он должен увлечь коллектив идеей и при необходимости жесткой рукой навести порядок. Руководитель должен хорошо разбираться в людях. Например, один программист лучше справляется с написанием программ, а другой – лучше в построении локальных сетей. Хороший руководитель распределит работу таким образом, что каждый будет заниматься тем делом, которое у него получается лучше. Труд руководителя динамичен. Каждый день возникают ситуации, требующие быстрого принятия решений. Следовательно, руководителю надо уметь разбираться в обстановке, быстро схватывать суть проблемы и принимать верные решения. Начальник не должен бояться брать не себя ответственность. Иначе работа застопорится из-за бесчисленного количества согласований, увязок, утрясок.

Специфика работы руководителя требует склонности к анализу, самокритичности. Надо постоянно совершенствоваться, стараться повысить эффективность работы своей организации. Ведь в любом деле нельзя стоять на месте!

А вы быстро завязываете новые знакомства? В своей компании вы «заводила» или предпочитаете держаться на вторых ролях? Всегда ли быстро принимаете решения? Знаете сильные и слабые стороны своих друзей? Работаете над собой? Можете ли организовать «вылазку» друзей на природу, поход в кино и т.д. Нравиться ли вам заниматься этим?

Педагогические способности.

Движущая сила педагога – любовь к детям. Сразу оговоримся, любовь деятельная, а не созерцательная. Многим нравится наблюдать за детьми, играть с ними. Но многие ли готовы целенаправленно заниматься воспитанием, переносить детские шалости, глупые, с точки зрения взрослого, вопросы? Нет. На такое способны только люди, обладающие педагогическим даром и определёнными способностями. Остановимся на некоторых из них.

Развитая речь. Педагог воздействует не детей в основном с помощью слов. Поэтому его речь должна быть ясной, чёткой, эмоциональной. С детьми надо уметь разговаривать на понятном им языке.

Доброжелательность. Малыши очень чувствительны к недоброму слову. Даже неосторожным намёком можно нанести ребёнку душевную травму, последствия которой будут сказываться многие годы. С детьми не должны работать злые люди, ведь рано или поздно их чувства выйдут наружу, а малышам на пользу это не пойдёт.

Терпение. Учителю часто приходится сталкиваться с ленью, непониманием, инертностью. Чтобы преодолеть их в своих учениках, ни в коем случае педагогу нельзя раздражаться, кричать, злиться на них. Такая реакция лишь ожесточит детей, настроит против учителя.

Справедливость. В детском коллективе конфликты – частое явление. Педагог должен уметь их урегулировать таким образом, чтобы все получили по заслугам. Дети должны видеть в лице своего учителя справедливого судью, доверять ему.

Наилучший способ проверить, годитесь ли вы в педагоги, - это устроиться на время каникул вожатым в лагерь или попробовать поработать с младшими школьниками. Только так можно понять, является ли педагогика вашим призванием или вы просто любите наблюдать за детьми со стороны. Ну а для большей верности задайте себе следующие вопросы. Можете ли вы ясно и понятно излагать свои мысли, словом побуждать людей к действиям? Умеете ли держать себя в руках или злитесь по пустякам? Как относитесь к несправедливости?

Способности к искусствам.

Способности к творческим профессиям, как правило, заложены в человеке от природы. Вы либо можете хорошо (именно хорошо!) рисовать, петь, сочинять, либо этого лишены. Ответьте себе честно: есть ли у вас склонность заниматься искусством, нравится ли это вам, получается ли? Если нет, то лучше поискать что-то другое. Если же вы твёрдо уверены в положительном ответе и по-настоящему увлекаетесь творчеством, то вам понадобиться ещё целый ряд качеств, необходимых для достижения высокого профессионального уровня.

Интерес к внутреннему миру человека. О чём идёт речь в большинстве фильмов, книг, песен? Правильно, о человеке. О его радостях, мыслях, переживаниях. Следовательно, деятель искусства должен стремиться понять чувства людей, разобраться, какими мотивами те руководствуются в своих поступках.

Высокая эмоциональность. Чтобы ярко передать чувства своих героев, надо для начала проникнуться ими самому, мысленно поставить себя на место собственных персонажей.

Развитое творческое воображение. Произведение искусства сначала рождается в голове художника, музыканта, писателя, а уж затем воплощается в форме текста, нот или картин.

Образное мышление. Творческий человек должен уметь обобщать разрозненные явления, события, чувства и воплощать их в художественный образ. Хорошие художники напишут один и тот же пейзаж совершенно по-разному, как будет различаться и исполнение хорошими певцами одной и той же песни.

Наблюдательность. Ведь как часто автору не приходится ничего выдумывать! Сюжеты ему подбрасывает сама жизнь – главное, их не пропустить.

Кроме вышеперечисленных способностей, нужных каждому работнику творческих профессий, есть ещё и способности, необходимые в отдельных видах искусства. Для музыканта это великолепный музыкальный слух, чувство ритма, для художника – яркость зрительного восприятия, ощущение формы, цвета, для актёра – выразительность мимики, пластики, чёткая дикция. Труженикам пера – писателям, журналистам, переводчикам книг – понадобится богатый словарный запас, способность ясно излагать свои мысли на бумаге.

Чтобы понять, есть ли у вас способности к творчеству, подумайте над предложенными вопросами. Стараетесь ли вы понять, оценить поступки людей

Автор:Людмила Леоничева , социальный педагог МУ ЦСППМ «Юность».

Яндекс.Метрика