Background


Беспризорность и безнадзорность как один из вариантов проявлений девиантного поведения


Автор: Курбатов В. Источник: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10290.php
В современном обществе выделяются различные формы девиации и девиантного, отклоняющегося от нормы, поведения. В последнее время можно все больше и больше замечать на улицах беспризорных и безнадзорных детей. О них и пойдет речь в данной статье.
Средства массовой информации чаще всего отображают лишь «надводную часть айсберга» беспризорничества, описывая детей, нуждающихся в помощи: попрошайничающих в метро, болтающихся на вокзале и моющих машины на перекрестках. Но не всегда эти дети беспризорные и чаще всего не бездомные. Например, подросток-попрошайка часто задействован в эту деятельность взрослыми (иногда кормит семью, чаще - криминальных взрослых, контролирующих их деятельность, то есть и те и другие дети под надзором взрослых); часто дети все светлое время проводят на улице, но приходят ночевать домой.
В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенннолетних» приводятся основные понятия, относящиеся к детям в кризисной ситуации:

 "безнадзорный" - несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей;
"беспризорный" - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Выше перечисленные дети делятся на 9 подгрупп:
- Живущие в условиях, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе - дети, изолированные частично или полностью от внешнего мира в своих квартирах родителями, так называемые «дети-Маугли».
- Частично потерявшие связь с родителями и бесцельно проводящие все время бодрствования на улице, подрабатывающие (мытьем стекол у машин, продажей мелких товаров и т.п.) или добывающие деньги (попрошайничанием и т.п.) и ночующие дома.
- «Дети улиц» - полностью потерявшие связь с родителями (по причине их жестокости, равнодушия, болезни), живущие в подвалах, на чердаках, в старых машинах и т.п., зарабатывающие на жизнь самостоятельно и не ночующие дома.
- «Дети-бомжи» - ставшие бездомными по причине незаконной купли-продажи квартир у их родителей.
- Благополучные ранее, но внезапно оставшиеся без попечения родителей (их гибель, экстренная госпитализация, арест и т.п.) или вместе с родителями попавшие в кризисную ситуацию.
- Завезенные в Москву родителями-немосквичами и потерянные или брошенные на произвол судьбы, в том числе - дети-цыгане, зарабатывающие деньги самостоятельно или по указанию взрослых.
- «Путешественники и искатели приключений» из других городов России или стран СНГ, в том числе - психически больные.
- Убежавшие из государственного интернатного учреждения по причине жестокого обращения со стороны воспитанников или сотрудников учреждения.
- Украденные у родителей (в целях: выкупа, продажи новым родителям).

Основные причины детской безнадзорности:
- Злоупотребление родителей своими родительскими обязанностями по причине резкого ухудшения материального благополучия семьи, физического здоровья (алкоголизм, шизофрения и т.п.).
- Отсутствие статей законодательства (до марта 1996 года), позволяющих вмешиваться в судьбу ребенка органам опеки и попечительства, милиции и т.п. в момент выявления неблагополучия, не дожидаясь длительной процедуры судебного разбирательства.
- Отсутствие средств, выделяемых государством, на профилактику беспризорничества.
- Незаконная купля-продажа квартир у граждан мошенниками, в результате которой дети и их родители становятся бездомными.
- Ненормальный образ жизни родителей (беженцы, цыгане и т.д.)
Основные варианты работы с беспризорными детьми в нашей стране функционирует целая сеть специализированных учреждений и служб, которые занимаются проблемами детской беспризорности:

- социально-реабилитационные центры
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей
- центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП)
- центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
- специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением
- комиссии по делам несовершеннолетних
- органы опеки и попечительства
- приемники-распределители, а также другие организации

Далее мы более подробно рассмотрим работу, которая может проводиться с беспризорниками в приюте или в другом похожем учреждении.

При поступлении ребенка в приют его проблемы делятся на 4 группы и решаются соответствующими службами специалистов:
- медицинской;
- психологической;
- учебно-воспитательной;
- социально-правовой.
- Медицинская служба. При поступлении ребенка медперсонал производит следующие мероприятия:


- заполняет журнал первичного приема детей
- заводит медицинскую карту
- производит полный осмотр тела ребенка
- 2 раза в год дети проходят диспансеризацию в поликлинике по месту пребывания приюта. Подбирается индивидуальная схема закаливания. - - Составляется график профилактических прививок. Совместно с психологами разрабатывается путь безболезненной адаптации ребенка в новом коллективе.
Проводится программа по выявлению употребления подростками психоактивных веществ (ПАВ). Определяется степень зависимости, проводятся психотерапевтические беседы, назначается противорецидивная терапия.
Психологическая служба. Каждый ребенок, поступивший в приют, психологически травмирован. Это - и последствия жизни в дисфункциональной семье, и опыт уличной жизни, школьная дезадаптация и другой негативный социальный опыт.
Работа психологической службы идет по 3 направлениям:
- работа с детьми
- взаимодействие с персоналом
- работа с родителями и потенциальными опекунами
Задачей психолога в приюте является восстановление доверия ребенка к миру и обществу, измерение самоотношения, выявление и переработка травмирующих переживаний, переосмысление собственного жизненного опыта.
Диагностика 3 основные задачи:
- выявление нарушений психологического развития
- выявление сохранных сторон личности
- составление индивидуальной программы коррекции
В ходе диагностики используются:
- корректурная проба бурдона
- таблицы Шульца
- исключение понятий
- матрицы Равена
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
- опосредованное запоминание (память)
- рисуночные методики (несуществующее животное, автопортрет, -рисунок на свободную тему и т.д.)
- исследование самооценки по Рубинштейну (эмоциональная сфера)

Коррекция. Формы коррекции определяются не только исходя из результатов диагностики, а в первую очередь исходя из интереса самого ребенка. При подборе коррекционных методик учитываются такие факторы как психологический возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, личностные особенности, интересы. Характер психологической травмы, уровень доверия к психологу.

Социально-правовая служба. Социальная служба обеспечивает социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи. В настоящее время существуют 6 статусов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:
- «отказной»
- «подкидыш»
- «отобранный»
- «сирота»
- «подопечный»
- «бомж» Социальные работники собирают максимум сведений о жизни ребенка до его помещения в приют, чтобы создать более полную картину причин неблагополучия.

Виды помощи семьи.

Социальная:
- сбор документов
- восстановление потерянных метрик
- направление запросов в различные государственные и общественные организации,
- направление писем, ходатайств, телефонные звонки в различные организации

Правовая:
- консультирование по статьям Семейного и Гражданского кодексов
- проведение юридических консультаций
- помощь в составлении исков в суд
- выступление в суде в качестве свидетелей
- предоставление адвокатской поддержки в случае необходимости
Согласно 13 статье Федерального закона «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних» в приют принимаются установленном порядке несовершеннолетние:
- оставшиеся без попечения родителей
- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении
- заблудившиеся или подкинутые
- не имеющие места жительства, места пребывания
-самовольно оставившие семью
- самовольно ушедшие из образовательного или интернатного учреждения.
Таким образом, только комплексная работа, по нашему мнению, будет эффективна в преодолении проблемы, которая вышла на государственный уровень и требует безотлагательных мер разрешения.

Яндекс.Метрика