Семь дней и чай с шоколадкой, чтобы дети выбирали жизнь
«Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который, хотя бы раз в жизни не задумывался о самоубийстве». Это сказал Уильям Джеймс, американский философ и психолог, который жил и работал чуть больше ста лет назад.
Самоубийство, вероятно, существует столько же, сколько само человечество. Какие бы меры мы не предпринимали для его профилактики, это не может быть и не будет стопроцентной гарантией предотвращения добровольного ухода людей из жизни. Особенно подростков, которые весьма нестабильны как физиологически, так и психологически.
Помимо прямых попыток свести счеты с жизнью, люди бывают склонны к проявлению суицидального поведения. Это употребление наркотиков, алкоголя и опасные увлечения.
Что же делать? Как помочь ребенку выбрать жизнь?
Давайте размышлять. Итак, человек как-то себя повёл. Он так подействовал, потому что имеет или не имеет определенные навыки. То есть выученные способы делать что-либо в той или иной ситуации.
Выбор навыка зависит от эмоционального состояния человека. Под слоем эмоционального состояния лежат отношения с близкими людьми, определяющими это состояние. А под отношениями находится слой ресурсов, на которые человек может опираться, как на фундамент. На что из этого мы реально можем влиять?
Может, мы недостаточно всё контролируем?
Допустим, в поведении ребенка или подростка есть что-то, что дает нам основания думать о его стремлении к смерти.
Повлиять на суицидальное поведение строгим контролем не получится
Разве что мы посадим человека на цепь и будем следить за ним каждую секунду 24 часа в сутки. Если все же отреагировать на суицидальное поведение усиленным контролем, то получится то, что как-то сказал Януш Корчак, польский педагог, писатель и врач: «Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь».
Не лучший выбор. Смотрим дальше.
Какие навыки помогают человеку сохранять жизнь?
Вероятно, это навыки справляться с теми или иными трудностями. У всех они разные. Борис Пастернак, например, писал: «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь».
Отсюда вывод: полезно уметь включаться в творческий процесс и использовать искусство, как способ проживания страха, печали и гнева. Можно просто выразить мысли о смерти через искусство, не прибегая к самому действию.
Махатма Ганди говорил: «Не будь у меня чувства юмора, я бы давно покончил с собой». И мы тоже можем так справляться с сюрпризами жизни.
Наш современник, писатель Вячеслав Верховский говорит: «Перед удачливыми открыты все двери, перед неудачливыми - все окна».
Навык ловить удачу, замечать позитивные стороны ситуаций и делать акцент именно на них помогают выбирать жизнь
На консультациях подростки делятся со мной негативными вещами. И почти все удивляются, когда я предлагаю найти полезную и позитивную сторону ситуации. Бывает, что ребята неожиданно для себя делают открытия.
Полученная двойка, к примеру, может вовремя подсказать о пробеле в знаниях и помочь лучше подготовиться к контрольной работе или экзамену. А сложную самостоятельную работу можно рассмотреть как возможность совершить подвиг и одержать победу над трудной учебной темой. Или просто подружиться с ней.
Ребята перенимают опыт окружающих взрослых и привыкают видеть неприятности только в тёмных тонах. Здорово, когда они постепенно окрашивают жизненную неурядицу в яркие краски удивительного приключения. А в конце с улыбкой отмечают, что даже не подозревали о возможности смотреть на проблему с позиции юмора, позитива и успеха.
Упражнение на поиск позитива
Я прошу ребят запомнить в комнате все предметы черного цвета. А потом еще больше акцентирую внимание: предлагаю точно проверить, все ли черные предметы они заметили. Потом ребята закрывают глаза, и я прошу назвать предметы желтого или оранжевого цвета. Едва ли кто-то вспоминает 2-3 предмета, да и то приблизительно: «мне кажется», «вроде бы».
Так и в жизни: если детям не давать пример фиксации внимания на позитивных моментах, то они продолжат замечать и запоминать лишь черные тона неприятностей.
Можно ли влиять на эмоции и отношения?
Детям нужна возможность почувствовать себя защищенными в окружении поддержки и веры в них, любви и заботы значимых взрослых людей. Это в основном задача семьи. Школа тоже может способствовать созданию спокойной атмосферы, например, исключив истерики вокруг экзаменов и сделав познавательный процесс более творческим.
Подростки из-за максимализма, категоричности, повышенной чувствительности часто ходят по краю жизни над смертельным обрывом. Прочные отношения со значимыми взрослыми людьми могут уберечь ребенка от суицида.
О таких уникальных отношениях, о том, как их строить, понятно и просто пишет Людмила Владимировна Петрановская в книге «Тайная опора»
Личные ресурсы взрослых как помощь детям
Теперь мы подошли к фундаменту всего строения. Чтобы влиять на отношения, делать их более доверительными, конструктивными, теплыми, строить увлекательную интересную жизнь – нужны ресурсы.
Подумайте, как бы вы оценили по шкале от 0 до 10 баллов (где 0 – абсолютное отсутствие, а 10 – стопроцентное наличие) свой ресурс энергии, энтузиазма, бодрости, работоспособности и сил. Закономерно, что чем больше значение стремится к нулю, тем менее вы готовы способствовать увеличению вокруг себя количества людей, выбирающих жизнь. Об этом есть притча:
Давным-давно в одном городе жил человек. Однажды он понял, что мир несовершенен, и решил его изменить. Человек сказал: «Дайте мне семь лет, и я изменю мир!».
Семь лет этот человек организовывал масштабные акции по изменению мира. Он стал очень известным и уважаемым человеком. Семь лет прошли. И мир остался прежним.
Тогда человек сказал: «Дайте мне 700 дней, и я изменю страну». Все эти сотни дней человек работал почти круглосуточно, он встречался с лидерами политических партий, руководителями регионов, известными и влиятельными людьми. Но через семьсот дней его страна осталась прежней.
Тогда человек сказал: «Дайте мне 7 месяцев, и я изменю город!». Он проявил нечеловеческую активность и встретился с каждым жителем своего города. Время прошло, но город остался прежним.
Человек разозлился – он столько делал для этого мира, страны, города, а они остались прежними. И тогда человек решил изменить свою жену. И взял себе для этого 7 недель. Но через 7 недель его жена осталась прежней.
Тогда впервые человек задумался о возможности изменить себя и взял для себя семь дней. Через семь дней человек изменился, и когда он изменился – изменилась его жена, его город, страна и его мир.
Именно так и получается. Если мы заботимся о восполнении своих сил, энергии, бодрости, о развитии в себе жизнелюбия, сохранении здоровья, поддержании творческого огня, чем более благополучными людьми мы становимся, тем больше мы можем позитивно влиять на свои отношения с другими людьми. Тем эффективнее мы поддерживаем их эмоциональное благополучие. Тем чаще мы можем давать позитивный пример, как справляться со сложностями жизни.
А значит, чем больше мы работаем над собой и повышаем своё благополучие, тем эффективнее мы помогаем своим детям выбрать жизнь.
Мои клиенты неизменно возражают: «А что делать, если на себя не хватает времени и денег? То забот полон рот, то сил нет, как говорится «не до жиру, быть бы живу».
На то есть мудрость еще одной притчи:
Жила-была бедная еврейская семья. Детей было много, а денег мало. Мать работала на износ: готовила, стирала, орала, раздавала подзатыльники и громко сетовала на жизнь. Наконец, выбившись из сил, отправилась она за советом к раввину. Вышла от него задумчивая. С тех пор ее как подменили. Нет, денег в семье не прибавилось. И дети послушнее не стали. Но теперь мама не ругала их, а с лица ее не сходила приветливая улыбка. Раз в неделю она шла на базар, а вернувшись, на весь вечер запиралась в комнате. Детей мучило любопытство. Однажды они заглянули к маме. Она сидела за столом и… пила чай с шоколадкой! «Мама, что ты делаешь? А как же мы?» – возмущенно закричали дети. «Тихо, дети! – важно ответила она. – Я делаю вам счастливую маму!»
Вот и вся информация, которой я хотела поделиться с вами. Желаю, чтобы в вашей жизни всегда оставалось пространство и время для чая с шоколадкой. Тогда и дети научатся находить этому пространство и время и будут жить свои благополучные жизни.
Психолог МУ ЦСППМ «Юность»
Овсянникова С. В.