Background


Так ли страшны сладости, как их малюют?

На днях Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил запретить рекламу сладостей из-за распространения диабета. Повод задуматься, конечно, есть — за прошлый год среднестатистический россиянин съел 39 килограммов сахара. Это в два раза больше нормы, уверены эксперты!

Печальные последствия этой статистики — 6 млн наших сограждан страдает сахарным диабетом и ожирением. Минздрав бьет тревогу и планирует ввести акцизы на продукты с чрезмерным содержанием сахара. Но так ли страшна «сахарная угроза» и что с этим делать разбираемся со специалистом по нарушениям пищевого поведения и коррекции веса, психологом Алёной Яшаниной.

-Что же делать с привычкой к сладкой жизни?

-Первым делом нужно разобраться с ее природой. Исключить физиологические факторы: пройти обследование, сдать анализы, проконсультироваться с врачом. В случае обнаружения неполадок в организме или дефицита определенных веществ, пройти назначенное доктором лечение, в том числе, возможно, скорректировать рацион питания.Если всё в норме, значит, причины тяги к сладкому лежат в области психики. Важно оценить, в какой степени эта привычка выражена и насколько дискомфортна для самого человека, как отражается на его здоровье и настроении.

-Интересно, как же с ней бороться?

-Потребность в сладком — нормальна. Сладкий вкус материнского молока или смеси — это первая еда, которую получает новорожденный ребенок. И именно сладкий вкус сообщает младенцу, что его здесь ждут, принимают, любят и готовы заботиться о нём. Это один из первичных сигналов, благодаря которым у детей формируется ощущение безопасности и благожелательности этого мира. Умеренное присутствие сладостей даже в ежедневном рационе не является зависимостью и не представляет из себя ничего катастрофичного.

Другое дело, если человек и сам понимает, что «жить не может» без сладкого, и обеспокоен тем, как эта «сладкая зависимость» отражается на его здоровье и внешнем виде. И при этом, как правило, ничего не может с этим поделать, так и перемещается по замкнутому кругу «заел чувства — поругал себя — исключил полностью сладкое — сорвался — опять заел».

Тогда можно предположить, что сладости — это попытка человека справиться со своими эмоциями, пережить сложные ситуации. Например, одиноко и скучно девушке вечером — шоколадка ей поднимет настроение, взгустнулось, а тут на улице кондитерская с пироженками, ну, а если обиделась или разозлилась, тут без торта не обойтись. Это своеобразный защитный механизм, который когда-то, скорее всего, в детстве, помог справиться с труднопереносимыми эмоциями и, фактически, выжить, но он закрепился и стал приносить больше вреда, чем пользы. В то же время, я считаю, что поедание шоколадок — это не самый разрушительный способ справиться с каким-то переживаниями, проблемами, есть гораздо большее зло в виде химических зависимостей.

Я убеждена, что такое поведение — не приговор, с этим можно и нужно разобраться примерно следующим образом:
— развивать свой эмоциональный интеллект, то есть, понимать свои эмоции и проживать их, не заедая привычным образом
— учиться слышать сигналы голода и насыщения, а именно, вовремя начинать есть и также вовремя останавливаться
— стараться питаться вкусно, сытно и разнообразно.

Это можно сделать самостоятельно, развивая навыки осознанности в повседневной жизни, а если не получается — обратиться за помощью к специалисту — психологу, психотерапевту.

-А есть ли смысл запрещать рекламу сладкого?

-Не думаю, что эта мера будет иметь выраженный эффект. Гораздо важнее, на мой взгляд, организовывать доступную помощь в решении проблем пищевого поведения взрослым людям, а также обязательно способствовать формированию здорового пищевого поведения у детей, в том числе, на государственном уровне. Даже если полностью оградить ребенка от рекламы шоколадок — это не гарантирует, что он не начнет однажды использовать их в попытках справиться с трудными переживаниями. Мы не можем исключить сладости из нашей жизни, это данность, но мы можем научиться сами и научить детей осознанно питаться и уметь проживать свои эмоции.

Автор: Алена Яшанина

Яндекс.Метрика