Психологическое здоровье ребенка
У многих людей такое словосочетание ассоциируется с гармонией, спокойствием и уверенностью в себе. И это действительно так. Простыми словами, психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта. А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме.
Как понять, что у ребенка в данной сфере развития все в порядке?
Для этого существуют критерии оценки — уровни состояния психологического здоровья.
Вот они:
- - Креативный. Его еще называют высоким. Такой уровень характерен детям с устойчивой адаптацией к социальной среде. У них присутствует резерв сил для преодоления стрессов, активное отношение к действительности. Представители данной категории не нуждаются в психологической помощи.
- - Адаптивный (или средний). В целом такие мальчики и девочки к социуму адаптированы, но они имеют повышенную тревожность.
- - Дезаптивный (или низкий). Это дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспосабливаться к окружающим в ущерб своим возможностям и желаниям. Может быть и наоборот. Мальчики и девочки с дезаптивным уровнем психологического здоровья подчиняют окружение своим потребностям, используя наступательную позицию, бескомпромиссность. Эти дети нуждаются в помощи психолога.
Заботиться о душевном спокойствии малыша необходимо с раннего детства. И у родителей для этого есть самый сильный инструмент — любовь. Именно она создает в душе маленького человечка чувство защищенности, собственной значимости. У педагогов, которые занимаются с воспитанниками в детском саду и школе, такими инструментами являются их профессиональные умения, навыки, стиль воспитания.
На разных возрастных этапах развития детей семья и педагоги должны действовать совместно. Не стоит родителям перекладывать обязанности морального воспитания своих чад на школу и детсад. В какие бы воспитательные или учебные учреждения ни попал ребенок (будь это даже самый престижный центр развития), основа душевного здоровья и гармонии его личности закладывается в семье. Задача мамы и папы — устранять факторы, которые оказывают неблагоприятное воздействие на развитие их малыша. Это эмоциональные перегрузки, компьютерные игры агрессивного содержания и даже друзья из неблагополучных семей.
Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи
Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным. Психологически здоровый ребенок в социуме ведет себя свободно. Он не страдает стеснением, может задать любой интересующий его вопрос. Такой малыш четко излагает свою точку зрения и мысли, может всегда обратиться к папе и маме за помощью, потому что уверен в их поддержке.
Мудрые родители беседуют со своим малышом на все темы, у них не звучит фраза «вырастешь — узнаешь» или «ты еще маленький, чтобы задавать такие вопросы». Все темы, которые волнуют ваше дитя, нужно обсуждать, объяснять непонятные явления в доступной форме. Ведь он в любом случае узнает то, что его интересует (но из других источников), и, скорее всего, получит неверное представление о проблеме.
Психологи рекомендуют родителям всегда ставить перед своими детьми выполнимые требования. Не нужно заставлять их учиться лучше всех, если учеба дается с трудом. Сверхзадачи отягощают душевное состояние боязнью не соответствовать требованиям родителей. Не ругайте сына или дочь за неудачи, ошибки, промахи, не унижайте их! Психологи советуют не сравнивать своего ребенка с другими, если это сравнение не на его пользу. Так с раннего детства у детей формируется комплекс неполноценности, неуверенность в себе, подсознательная необходимость избегать трудностей, обходить их, чтобы не услышать очередной упрек от папы и мамы. А для этого в ход начинает идти вранье.
Не стоит также насильно отправлять ребенка в спортивную секцию или музыкальную школу, если у него нет способностей или желания их посещать. Считайтесь с его возрастными возможностями, учитывайте его интересы, выстраивайте с ним партнерские отношения.
Ребенок должен полноценно отдыхать. А для этого нужно выбирать те занятия, которые приносят ему удовольствие. Например, если малыш любит природу, то совместные семейные походы в лес, на речку, на дачу надо организовывать чаще. Когда у него есть явные конструкторские способности, позвольте ему творить из подручного материала и не ругайте за то, что он взял папины запчасти, инструменты. Любимое занятие — лучший отдых для малыша. Постарайтесь не прерывать его резко, если малыш увлечен, даже если уже пора обедать, возвращаться домой. Всегда хвалите дитя за успехи и творчество. Это формирует у него уверенность в собственной значимости, своих силах.
В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие в общении с детьми, потому что комфортная среда обеспечивает им эмоциональное и психологическое здоровье как результат семейного воспитания.
Психологическое здоровье ребенка в школе
Очень часто проблемы с психологическим здоровьем у детей начинаются именно в школьном возрасте. А способствуют этому перегрузки, несоответствие между требованиями и возможностями ребенка, слабая готовность к школе, отсутствие мотивации. Все вышеперечисленное для учеников становится постоянным источником стресса. Это касается детей младшего школьного возраста, которые пребывают на этапе адаптации к школе после детского сада. В этот период важно взаимодействовать классному руководителю и родителям, корректируя, помогая, поддерживая первоклашек.
Еще известный педагог Василий Сухомлинский говорил о том, что в 85% случаях неуспеваемости школьников виной является неуверенность ребенка, которая порождается регулярными упреками дома и в школе. Педагогика, построенная на принуждении, порождает у детей тревожность, страх подвергнуться осмеянию, осуждению, публичным санкциям.
Последствием авторитарных методов педагогики является то, что многие дети не хотят идти в школу. Агрессивность, подавленность тревожность — черты психологического портрета многих младших школьников. Это как раз и есть проблемы психологического здоровья, которые порождаются невротизацией. Переживания детей, вызванные унизительными эпитетами взрослых, на фоне низких функциональных возможностей способствуют формированию нарушений психики, детских неврозов.
Поэтому родителям важно готовить своих детей к школе, выбирать хорошего учителя, который не применяет авторитарный подход к учебному процессу, а умеет найти «ключик» к каждому ученику. Папа и мама, дедушки и бабушки должны всячески поддерживать новую, сложную для малыша учебную деятельность, давать ему возможность отдыхать, правильно организовывая режим дня.
Очень важно сделать так, чтобы сын или дочь не утратили интерес к учебе, делились с родителями своими переживаниями, трудностями. Облегчить психологическое состояние, поддержать, похвалить — задача родителей юного ученика. Если самостоятельно проблемы детей решать не удается, то стоит обратиться к психологу, прислушаться к его рекомендациям.